Независимая экспертиза после ДТП: почему это важно и что нужно знать
Экспертиза транспортного средства после ДТП проводится в рамках автотехнического исследования. Это позволяет специалисту оценить реальное состояние ключевых узлов и агрегатов авто после аварии, факторы, которые ее повлекли, предупредить подобные происшествия в будущем. Очень важно правильно поставить вопросы специалисту. Это позволит в будущем использовать его отчет в качестве доказательной базы. Почему это важно?
Процедурные моменты
Автотехническая экспертиза после ДТП назначается в досудебном и судебном порядке. В первом случае проведение исследований даст возможность определить реальную сумму ущерба. Это позволит уйти от спора между участниками инцидента, выплатив справедливую компенсацию. Также назначается подобная оценка для улаживания формальностей со страховой компанией. Это подтверждает факт страхового случая, дает возможность рассчитывать на положенную выплату. К работе эксперт приступает после заключения соответствующего договора между компанией, которую он представляет, и физическим, юридическим лицом. Чаще всего это владелец или пользователь транспорта, которое попало в ДТП. В судебном споре экспертиза назначается посредством ходатайства одной из сторон, вынесения определения. При судебном рассмотрении дела по сути заключение оценщика является доказательной базой, позволяющей суду сделать обоснованный вывод о законности требований определённой суммы. Определение реальной стоимости ущерба помогает установить истину по делу.
В ходе исследования состояния транспорта после происшествия определяет:
Серьезность повреждений всех участников ДТП, их влияние на дальнейшую возможность эксплуатации машины по назначению;
Перечень дефектов, которые повлекли инцидент, спровоцировали потерю управления, выступили катализатором дополнительных повреждений;
Стоимость восстановительных работ, замены комплектующих, узлов, агрегатов, целесообразность такого ремонта. В некоторых случаях состояние транспортных средств не подлежит восстановлению, о чем должно свидетельствовать заключение эксперта;
Методики восстановления рабочего ресурса поврежденного транспортного средства, выбор оптимальных и недорогих техник.
Если транспорт, попавший в ДТП, служебный, то дополнительно потребуется расчет его стоимости с учётом повреждений. Это необходимая мера для постановки на бухгалтерский учет остаточной стоимости техники, пребывающей на балансе.
В некоторых случаях эксперту придется потрудиться для определения разницы. То есть проведения исходной оценки имущества до инцидента. Она может определяться по документам, подтверждающим марку, модель, год выпуска, комплектацию транспортного средства. Во внимание берутся результаты предыдущих оценок, которые могли производиться при передаче авто в залог, при предыдущих ДТП страховой компанией или коллегами по цеху.
Аналогичная процедура нужна для авто частных лиц, если оно пребывает под залогом. Это важная мера обеспечения кредитных обязательств по договору с банком. Предоставление информации о повреждениях и остаточной стоимости залогового имущества даст возможность пересмотреть условия кредитного соглашения.
Справедливый расчет стоимости ущерба поможет правильно предъявить претензии виновнику дорожно-транспортного происшествия. Он устанавливается согласно определению суда в административном деле или при более серьезных последствиях – приговором в уголовном производстве. Также инициатором экспертизы может быть непосредственно сам виновник для уточнения его обязательств перед другими участниками аварии.
Как определить вопросы для специалиста?
Эксперт при формировании заключения отвечает на вопросы, которые ставят ему в определении суда или при согласовании в договоре с юридическими или физическими лицами. Соответственно различают разные варианты исследований:
Выяснение обстоятельств. В ходе исследования определяется, кто из участников инцидента нарушил правила дорожного движения, превысил скоростной режим, где именно произошла авария, какие предпосылки ее возникновения. А также оцениваются возможные варианты предупреждения столкновения;
Оценка состояния транспортного средства. Технические параметры могли стать причиной аварийной обстановки, превышения скорости, невозможности экстренного торможения, потери управляемости, снижения маневренности. Именно эти неисправности могли быть причиной ДТП. Можно по ходу установить наличие бракованных деталей, естественного износа комплектующих, небрежного отношения владельца к своевременному техническому обслуживанию, низкопробной работы сотрудников станции техобслуживания;
Трасологическая оценка места дорожно-транспортного происшествия. В этом случае эксперт должен был присутствовать на месте аварии. Об этом виновник инцидента или его оппоненты должны позаботиться в день и час происшествия. Оценщик анализирует расположение транспортных средств в отношении друг друга и третьих предметов в момент столкновения. Дополнительно оценивается траектория движения, место удара, перечень повреждённых деталей, покорёженных предметов, сооружений, конструкций, характер травм пострадавших. Будь то водители, пассажиры, пешеходы;
Анализ дорожных условий. В этом блоке вопросов оценивается состояние дорожного покрытия, атмосферные условия, которые могли снизить видимость, наличие отвлекающих факторов, способствующих потере бдительности. При этом нужно оценить с выездом на место, насколько точно была видна разметка и знаки дорожного движения, наличие/отсутствие регулируемых перекрестков или регулировщиков;
Товароведческая оценкапозволяет определить состояние и стоимость транспортного средства до дорожного происшествия и после. Разница будет основанием для уточнения необходимой компенсации.
Все экспертные исследования назначаются не вместе. А по отдельности или в комплексе по несколько. Все зависит от целей, которые преследует заказчик или исковых требований, рассматриваемых в суде.